о наспроектысобытияпремиикниги о насконтактыrus/eng
События
До 1 марта в Еврейском музее и центре толерантности проходит выставка бельгийского художника Яна Ванрита «Теряя лицо», дизайн экспозиции которой создан архитекторами Сергеем Чобаном и Агнией Стерлиговой. Выставка проходит в рамках проекта «Человек и катастрофа», приуроченного к 70-летию со дня освобождения узников концентрационного лагеря Освенцим.

«С предложением разработать дизайн экспозиции для серии живописных портретов Яна Ванрита ко мне обратились продюсеры Алексей Боков и Владимир Островерхов, и, признаться, я принял его без раздумий, – рассказывает Сергей Чобан. – И в силу темы, которая не может оставить равнодушным, и потому что глубоко ценю творчество данного художника, и из желания поработать в одном из лучших новых музеев России, расположенном в знаменитой постройке эпохи авангарда». По словам архитектора, произведение Константина Мельникова сыграло в создании образа экспозиции не менее важную роль, чем работы самого Яна Ванрита: в основу планировки выставочного пространства положен тот же принцип гармошки или гребенки, на котором основан план Бахметьевского гаража. Впрочем, не менее важен и конкретный живописный прообраз проекта– «Портрет дяди художника» Яна Ванрита, изображающий аккордеон, в меха которого «вмонтированы» окна и дверь лагерного барака.

Придав стенам форму гармошки, архитекторы собрали из них глухой интровертный объем, который благодаря выбранному серо-стальному цвету облицовки и направленному свету подчеркивает и усиливает трагическую тональность экспозиции. На внешние стены по всей их четырехметровой высоте нанесены имена жертв казармы Доссин – одного из многочисленных «накопителей», существовавших в годы войны на территории Бельгии, откуда заключенных отправляли в концлагеря. Сотни имен начертаны светло-серой краской и лишь некоторые из них выделены более темным светом. Эта идея образно позаимствована из постоянной экспозиции, действующей сегодня в здании бывшей казармы: ее стены покрыты черно-белыми фотографиями, из которых лишь единицы напечатаны в цвете – снимки тех, кому посчастливилось уцелеть в этом жернове. Соотношение монохромных и цветных изображений говорит само за себя. По признанию Яна Ванрита, из желания сохранить память хотя бы о некоторых из навсегда сгинувших в лагерях людях и родился цикл «Теряя лицо»: фактически художник оживляет цветом протокольные полицейские снимки, воссоздавая характер и историю каждого из узников.

В Москву приехала лишь часть этого цикла – около 40 портретов, которые архитекторы Сергей Чобан и Агния Стерлигова разместили на придуманных ими стенах в виде гармошки. Такой прием экспонирования позволяет очень постепенно знакомить посетителей с полотнами: при входе в зал они видят только часть портретов и лишь по мере продвижения вглубь экспозиции написанные Яном Ванритом лица открываются во всем их многообразии, навсегда запечатлевая в памяти еще один пусть небольшой, но подлинный фрагмент Катастрофы.

Фото - Данила Ремизов


Выставка Яна Ванрита "Теряя лицо" Выставка Яна Ванрита "Теряя лицо" Выставка Яна Ванрита "Теряя лицо"
Выставка Яна Ванрита "Теряя лицо" Выставка Яна Ванрита "Теряя лицо" Выставка Яна Ванрита "Теряя лицо"
Выставка Яна Ванрита "Теряя лицо" Выставка Яна Ванрита "Теряя лицо" Выставка Яна Ванрита "Теряя лицо"
Выставка Яна Ванрита "Теряя лицо" Выставка Яна Ванрита "Теряя лицо"
Выставка Яна Ванрита "Теряя лицо"
до 1 марта 2015









© SPeeCH