о наспроектысобытияпремиикниги о насконтактыrus/eng
События
Ведущий архитектор Александра Шейнер работает в SPEECH с 2012 года. Ее имя можно увидеть в авторском коллективе многих проектов бюро. Не менее часто фамилия Шейнер упоминается и в связи с образовательными проектами SPEECH: именно Александра в нашем бюро проводит мастер-классы для детей и подростков, вдохновенно исследуя вместе с будущими архитекторами секреты профессии.

Александра, как Вы стали архитектором?


Александра Шейнер: Стремление к творчеству возникло с самого детства. Очень благодарна родителям за то, что они всегда нас с сестрой в этом поддерживали: в раннем возрасте направили в художественную школу, затем в Санкт-Петербургский государственный художественный лицей им. Б.В. Иогансона при Российской Академии Художеств. С 6 класса в моем ежедневном расписании были уроки живописи, рисунка или скульптуры. Так что о выборе профессии я задумывалась лишь в том смысле, что решала для себя: художник или архитектор?

А как после учебы в Санкт-Петербурге Вы оказались в Москве?

Александра Шейнер:
Моего супруга пригласили в Москву рамках реализации корпоративного проекта. Вопрос о том, куда пойти работать, у меня даже не возникал: я знала, что буду пробовать устроиться в SPEECH. С творчеством Сергея Чобана я познакомилась, когда училась на первом курсе: в то время в музее Академии Художеств проходила выставка его работ и проектов. Она произвела на меня колоссальное впечатление, и конечно же, мне захотелось больше узнать о том, как организована работа в Бюро. Впервые в SPEECH я пришла на 5 курсе на несколько месяцев, а через год, после успешной защиты диплома, получила предложение о постоянной работе.

Чем Вы занимаетесь в SPEECH?

Александра Шейнер:
За четыре года мне довелось поработать над самыми разными проектами. В отдельную группу можно выделить конкурсы, в том числе международные. Свою работу в бюро я начинала в так называемой «конкурсной» бригаде – группе архитекторов, которая под руководством Сергея Чобана и Алексея Ильина занималась разработкой градостроительной концепции в г. Одинцово для международного конкурса. Проект запомнился атмосферой творческого «мозгового штурма», где каждый из участников имел возможность сделать индивидуальное предложение по своему участку.
С начала 2013 года я работаю в команде Антона Болдырева, где среди объектов также встречаются отечественные и международные конкурсы, как, например, ЖК на ул. Берзарина или проект приспособления Малого Мраморного дворца для Европейского университета в г. Санкт-Петербурге.

Вы также являетесь аспиранткой Академии им. С.Г. Строганова. Как удается совмещать научную работу с проектной?

Александра Шейнер:
Я решилась на учебу в аспирантуре по специальности «история искусства» не сразу после окончания Академии, а уже отработав два года в SPEECH. Возникло желание продолжить начатое еще в студенческие годы научное исследование, которое тесно связано с изучением архивных материалов и архитектурной графики конца XIX в. Сдала экзамены, представила материалы исследования и, к собственному немалому удивлению, поступила. С удовольствием посещаю вечерние лекции по истории искусств, кураторству и другим дисциплинам. Для подготовки и сдачи регулярных экзаменов беру отпуск. Очень благодарна своему непосредственному руководителю Антону Болдыреву за то, что он поддержал меня в этом устремлении. Пока, к счастью, все удается.

Если вы тратите все отпуска на учебу, то, получается, что на отдых и путешествия времени почти не остается?

Александра Шейнер:
Это действительно так. Тем не менее, время для непродолжительных поездок все-таки выделить удается. Например, мы с сестрой Марией каждый год ездим на пленэры, рисуем. Нас с ней в свое время очень воодушевил пример Сергея Чобана и Сергея Кузнецова, которые, несмотря на свою занятость, находят время для путешествий и занятий архитектурной графикой. С одной стороны, для нас это продолжение семейной традиции: в детстве мы всегда вместе ходили на этюды. С другой - возможность практиковать более осознанный подход к пониманию архитектуры. Ведь для того, чтобы по-настоящему понять, что именно тебя тронуло в том или ином здании, недостаточно сделать фотографию – нужно прочувствовать это рукой, зарисовать, словно сохранить увиденное в мышечной памяти.

Кто такой, на Ваш взгляд, архитектор сегодня? Какой вы представляете профессию архитектора на своих занятиях с детьми?

Александра Шейнер:
Я бы сравнила современного архитектора с гроссмейстером. Это человек, который может не только найти хороший ответ с учетом исходных условий задачи, но и вести продолжительную партию, принимать серию верных и своевременных решений. И, пожалуй, это тот, кто умеет талантливо коммуницировать с самыми разными людьми, способен работать в команде. Когда я рассказываю о профессии архитектора, то обычно спрашиваю: «Как вы думаете, сколько человек работают над архитектурным проектом»? Здесь и дети и взрослые, как правило, ошибаются на порядок!

В чем вы видите свою основную профессиональную задачу?

Александра Шейнер:
Цель – овладение профессией архитектора, а это долгосрочный процесс. В моем представлении, в этом помогают три вида деятельности: непосредственно проектирование; исследование, реализуемое через рисование и научные изыскания; а также общественная деятельность, в частности, создание и чтение лекций для детей и представителей других профессий. Последнее, позволяет получать некую обратную связь, и – пусть очень маленькими шагами, но все же! – менять отношение к архитектуре, к профессии архитектора. Конечно, я не говорю о совмещении этих подходов в одном дне – основное время у меня занимает именно проектирование. Но мне очень важно в течение года находить время для увеличения своих знаний и навыков по каждому из этих направлений. И я очень признательна SPEECH за возможность познавать профессию всесторонне.

Команда SPEECH: Александра Шейнер Команда SPEECH: Александра Шейнер Команда SPEECH: Александра Шейнер

Фото: Василий Буланов
Команда SPEECH: Александра Шейнер
22 августа 2016 г.









© SPeeCH