о наспроектысобытияконтактыrus/eng
Проекты
Экспозиция ««i-citi/i-land» Российского павильона на XIII Архитектурной Биеннале в Венеции, реализованная командой, состоящей из комиссара Григория Ревзина, куратора Сергея Чобана, со-кураторов Сергея Кузнецова и Валерии Кашириной, награждена специальной премией (special mention) жюри Биеннале.

29 августа официально открылась XIII Архитектурная Биеннале в Венеции – одно из самых авторитетных и интересных событий в архитектурном мире. Каждые два года здесь собираются архитекторы, урбанисты, теоретики и критики для того, чтобы представить и обсудить свое видение актуальной архитектурной проблематики, ее взаимосвязь с разными сторонами жизни людей - культурной, социальной, политической. Поводом, «точкой отсчета» для дискуссии обычно становится тема Биеннале, которую задает ее куратор. В этот раз эта миссия была возложена на известного английского архитектора Дэвида Чипперфилда. Тему своего кураторского манифеста и, соответственно, всей биеннале он сформулировал как «Common Ground» - „общее основание“, предлагая архитекторам поразмышлять по поводу общих основ профессии, ее back-ground, а также о ее связях с другими профессиональными областями и сферами жизни. По традиции, формулировка темы оставила кураторам национальных павильонов достаточно широкие возможности для интерпретаций.

Экспозиция павильона России в этом году была посвящена одному из самых масштабных и представительных, инициированных государством, проектов - реализуемому в настоящее время недалеко от Москвы проекту инновационного центра Сколково. Комиссар павильона Григорий Ревзин и куратор экспозиции Сергей Чобан на примере Сколково трактовали тему «common ground» в контексте обращения к традициям совместной работы, коллективных устремлений, необходимых для движения вперед. В разработке проекта иннограда Сколково принимает участие беспрецедентное количество известных зарубежных и российских архитекторов (в том числе несколько лауреатов Притцкеровской премии). Будущий город, рассчитанный на развитие и продвижение научных и технических инноваций, демонстрирует инновационный подход уже в процессе его создания - как на уровне градостроительных, так и архитектурно-планировочных решений.

Кураторы российского павильона поставили своей задачей максимально донести информацию о процессе проектирования и видении будущего иннограда Сколково, при этом создав экспозицию, наиболее адекватно отражающую его инновационный характер и ориентированность на новые технологии. Для этого вся текстовая и визуальная информация о проекте была вынесена в виртуальное пространство, она становится доступной при считывании QR-кодов, пластинами с которыми были облицованы все три зала второго этажа павильона, где разместилась посвященная Сколоково экспозиция. За счет этого удалось вместить огромный объем информации об этапах работы над проектом «Сколково»: от градостроительной концепции до отдельных объектов и от планировок районов до результатов конкурсов на входящие в них элементы застройки. Посетители павильона могут получить доступ ко всей информации при помощи выдаваемых на входе планшетных компьютеров, позволяющих сканировать коды и просматривать связанные с ними иллюстративные и текстовые материалы. Таким образом, зрители вовлекаются в растянутый во времени, поступательный, процесс восприятия информационного контента. Уникальное решение для мультимедийной демонстрации экспонатов выставки разработано компанией TreeLev, ведущим российским разработчиком мобильных приложений.
Однако не только интерактивный процесс, но и, собственно, пространство павильона (в особенности, его перекрытый огромным куполом средний зал),
полностью облицованное орнаментальными, магически мерцающими и отражающимися в зеркальных полах QR-кодами, производит очень сильное впечатление и несет в себе мощное архитектурное высказывание. Не только интернет и новые информационные технологии являются сегодня объединяющим людей „общим началом“, но и классические формы архитектуры.

Особенностью российского павильона, построенного в Венеции в 1913 году по проекту А.В.Щусева, является то, что он состоит из двух этажей, выставочные помещения которых никак не связаны между собой и располагают отдельными входами. В силу этого кураторам обычно приходится решать здесь двойную задачу и разбивать выставку на части или делать две самостоятельные экспозиции. На этот раз, экспозиция, размещенная в цокольном этаже, хотя и решена как самостоятельная, но тематически и по дизайнерскому решению привязана к основной части, расположенной в верхней анфиладе. Она посвящена 37 советским „закрытым“ наукоградам, доступ в которые был чрезвычайно затруднен из-за возможности «интеллектуального шпионажа». Немного „засекреченными“ остаются фотографии улиц, площадей и отдельных зданий этих городов и в экспозиции. В полной темноте зрителям сначала видны только светящиеся, хаотично разбросанные на стенах и отражающиеся в зеркальном полу круги. Лишь при ближайшем рассмотрении в каждом из них, как в линзе дверного глазка, проглядывается снабженная подписью фотография того или иного объекта. Эффект „подглядывания“ развивает „шпионскую“ тему, которая неизменно сопутствовала созданию и жизни этих закрытых городков.

При том, что существование научно-исследовательских центров и микро-городов имеет в России обширную историю, сопоставление двух частей экспозиции явно свидетельствует о том, что между ними мало общего, и преемственность тут трудно обнаружить. В отличие от засекреченных, спрятанных от посторонних глаз советских наукоградов, Сколково изначально декларирует свою открытость и интегрированность в интернациональный контекст - что демонстрируется уже на уровне разработки концепции, проектирования и реализации этого масштабного и амбициозного проекта. Научные достижения и высокие технологии здесь становятся не только самоцелью, но и средством для совершенствования качества жизни людей.

Визуально эффектная и увлекательная экспозиция российского павильона уже в дни профессионального предосмотра стала одним из главных фаворитов биеннале, ее описания и фотографии были опубликованы в большинстве репортажей о биеннале во всем мире. По достоинству была оценена она и членами жюри. С формулировкой: «за диалектический подход к российскому прошлому, настоящему и будущему», а также за «магическую мистерию визуальной подачи» российский павильон и команда, работавшая над ним, были награждены специальной премией (special mention).

Участники экспозиции:
AREP, SPEECH Чобан & Кузнецов, David Chipperfield Architects, Valode & Pistre, Mohsen Mostafavi, OMA, SANAA, Herzog& de Meuron, Stefano Boeri architetti, Project MEGANOM,MDP/ Michel Desvigne paysagiste, BERNASKONI architecture bureau

Комиссар российского павильона: Григорий Ревзин
Куратор экспозиции: Сергей Чобан
Со-кураторы: Сергей Кузнецов, Валерия Каширина (nps tchoban voss)

Дизайн экспозиции: SPEECH Чобан & Кузнецов.
Руководитель проекта: Марина Кузнецкая
Архитектор, менеджер проекта: Агния Стерлигова

Изготовление и монтаж экспозиции: Игорь Чичиков (Velko 2000)

Концепция и реализация мультимедийного сопровождения:
Константин Чернозатонский (TreeLev)

Изготовители элементов экспозиции: ST façade, FlexLite

Ссылки:
Каталог экспозиции российского павильона на XIII Биеннале архитектуры в Венеции

Поздравление Президента Фонда «Сколково» Виктора Вексельберга


Сюжет «Инновационный российский павильон на Архитектурной биеннале в Венеции» на телеканале «Культура»

Сюжет «Russia’s tech future» на телеканале CNN

Статья «Россия, которую мы не обрели» Григория Ревзина в журнале «Коммерсант. Weekend»

Статья «В стиле кода» Юлии Тарабариной на Интернет-портале «Архитектура России»

Статья «Дигитальный павильон в Джардини» Дарье Курдюковой в «Независимой газете»

Обзор экспозиций национальных павильонов на Интернет-портале «Architectural Record»

Фоторепортаж и заметка на Интернет-портале «Dezeen»

Фоторепортаж и заметка на Интернет-портале «ArchDaily»

Обзор экспозиций национальных павильонов на Интернет-портале «World-Architects»
Российский павильон на XIII Архитектурной Биеннале в Венеции Российский павильон на XIII Архитектурной Биеннале в Венеции Российский павильон на XIII Архитектурной Биеннале в Венеции
Российский павильон на XIII Архитектурной Биеннале в Венеции Российский павильон на XIII Архитектурной Биеннале в Венеции Российский павильон на XIII Архитектурной Биеннале в Венеции
Российский павильон на XIII Архитектурной Биеннале в Венеции Российский павильон на XIII Архитектурной Биеннале в Венеции Российский павильон на XIII Архитектурной Биеннале в Венеции
Российский павильон на XIII Архитектурной Биеннале в Венеции Российский павильон на XIII Архитектурной Биеннале в Венеции Российский павильон на XIII Архитектурной Биеннале в Венеции
Российский павильон на XIII Архитектурной Биеннале в Венеции Российский павильон на XIII Архитектурной Биеннале в Венеции Российский павильон на XIII Архитектурной Биеннале в Венеции
Российский павильон на XIII Архитектурной Биеннале в Венеции Российский павильон на XIII Архитектурной Биеннале в Венеции Российский павильон на XIII Архитектурной Биеннале в Венеции
Российский павильон на XIII Архитектурной Биеннале в Венеции Российский павильон на XIII Архитектурной Биеннале в Венеции Российский павильон на XIII Архитектурной Биеннале в Венеции
Российский павильон на XIII Архитектурной Биеннале в Венеции
Российский павильон на XIII Архитектурной Биеннале в Венеции
Куратор павильона
Сергей Чобан

Со-кураторы павильона
Сергей Кузнецов, Валерия Каширина

Комиссар павильона
Григорий Ревзин

Авторы экспозиции
Сергей Чобан, Сергей Кузнецов

Участники проекта
Алексей Ильин, Марина Кузнецкая, Агния Стерлигова

Концепция и реализация мультимедийного сопровождения
Константин Чернозатонский, TreeLev

авторы проекта
Сергей Чобан, Сергей Кузнецов

Российский павильон на XIII Архитектурной Биеннале в Венеции




© SPeeCH