Оттиск будущего. Судьба города Пиранези
Оттиск будущего. Судьба города Пиранези

В Римском Институте графики открылась выставка Сергея Чобана

Приуроченная к 300-летию знаменитого художника Джованни Баттиста Пиранези, персональная выставка Сергея Чобана является не только достаточно масштабным художественным (более 50 работ) высказыванием, но и острополемичным манифестом, в котором российско-немецкий архитектор призывает задуматься о будущем европейского города и европейской архитектуры. 

Родившийся в Санкт-Петербурге и органически впитавший в себя присущую ему гармонию сомасштабности и подобия, Сергей Чобан всегда стремился понять, по каким законам развиваются города, подобные Санкт-Петербургу и тем великим аналогам, в соответствии с которыми он создавался когда-то. Возможно ли сохранить выдающееся качество этих городов сегодня — и возможно ли ему следовать на современном этапе развития архитектуры? 

Сергей Чобан убежден: до тех пор, пока в XX столетии контраст как закономерное следствие технического прогресса не стал ключевым направлением эстетики архитектуры, образ европейского города получался достаточно однородным и в силу этого целостным — и, возможно, именно поэтому историческая застройка, созданная до 1900-х годов, априори воспринимается нами как гармоничный ансамбль, в лучших своих проявлениях — как шедевр. С наступлением же XX века и обретением архитектурой принципиально новых возможностей по созданию форм и поверхностей зданий процесс внедрения нового слоя приобрел особый драматизм. Но является ли он в действительности разрушением шедевра? Этот главный для данной выставки (и почти любого современного европейского города!) вопрос Сергей Чобан формулирует с помощью архитектурного рисунка, причем делает это предельно выразительно и полемично. 

Экспозицию открывают выполненные им в разные годы рисунки, исследующие феномен традиционного европейского города и тех архитектурно-градостроительных элементов, которые его составляют. Изображения города детства — Санкт-Петербурга, — и множества «канонических» европейских городов (Рима, Венеции, Праги и других) сменяются подобными отдельно стоящим контрастным скульптурам памятниками архитектуры XX века. А уже их динамичные формы сменяются архитектурными фантазиями, с помощью которых Сергей Чобан заглядывает в будущее. Сначала автор интегрирует подчеркнуто футуристичные объемы в панорамы улиц европейского города. А затем переносит эти элементы в римские реалии XVIII века, воссозданные по мотивам цикла «Виды Рима» Джованни Баттиста Пиранези. Четыре таких фантазии представляют собой оригинальные оттиски гравюр Пиранези, в которые элементы архитектуры будущего интегрированы с помощью техники офорта (исполнил архитектор Иоанн Зеленин по идее и рисункам Сергея Чобана). Подобное внедрение футуристических построек в сюжеты, а затем и гравюры Пиранези служит предельно наглядной демонстрацией того, как ведет себя и как воспринимается современная архитектура в теле основанного на гармонии подобия европейского города.

Испорченный шедевр или оттиск будущего? Вот главный вопрос, ответ на который ищет данная выставка. Инсценировав средствами графики и гравюры уничтожение памятника (оригинала гравюры Пиранези) и городской среды, Сергей Чобан инициирует дискуссию о том, уничтожаем ли мы новым строительством гармонию – или формируем принципиально новый тип гармонии? Сергей Чобан уверен: подобная болезненная трансформация европейского города происходит уже не менее ста лет, и общество обязано выработать к этому процессу осознанное отношение. Это и есть истинное наследие Пиранези — призыв к честному разговору о состоянии слоев и составных частей европейского города как нашего важнейшего наследия и одновременно пространства для будущего развития.

Выставка «Оттиск будущего. Судьба города Пиранези» организована Национальным институтом графики в Риме и Музее архитектурного рисунка в Берлине. 
Даты проведения: 15.10.2020 — 31.01.2021
Место проведения: Рим, Национальный институт графики (Istituto Centrale per la Grafica, Via della Stamperia, 6). Вход свободный, по предварительной регистрации на сайте музея. 

Фотографии — ©Stefano Cirianni