В Брюсселе прошла выставка рисунков Сергея Чобана
В Брюсселе прошла выставка рисунков Сергея Чобана

1 октября в конгресс-центре Square Brussels, расположенном в Брюсселе на знаменитой Горе Искусств, состоялось торжественное открытие выставки архитектурных фантазий Сергея Чобана «Glazing th

1 октября в конгресс-центре Square Brussels, расположенном в Брюсселе на знаменитой Горе Искусств, состоялось торжественное открытие выставки архитектурных фантазий Сергея Чобана «Glazing the Future».

25 работ разместились в белоснежном выставочном зале Circle, а своего рода предисловием к экспозиции стали постеры с изображениями рисунков и построек Сергея Чобана, нанесенные на окна первого и второго этажей конгресс-центра. Обрамив таким образом вход в здание со стороны улицы Равенстейн, графика архитектора ненадолго стала частью городского пейзажа центра бельгийской столицы.

Выставка неслучайно получила название Glazing the Future – ее центральной темой стали размышления Сергея Чобана об архитектуре будущего, среде мегаполиса завтрашнего дня. Реализуя проекты самого разного функционального назначения и масштаба, архитектор всегда ищет баланс между функцией своих будущих построек и их градостроительным окружением, между лаконизмом формы и насыщенной проработкой поверхности. Одинаково виртуозно работая и с натуральным камнем, и с такими материалами, как металл и стекло, архитектор кропотливо исследует возможности диалога между художественными и пространственно-планировочными приемами разных эпох. Словно в подтверждение этих слов организаторы выставки разместили в фойе конгресс-центра шесть масштабных фотографий построек Сергея Чобана – отеля NHow и Музея архитектурного рисунка в Берлине, Дворца водных видов спорта в Казани, банка «Санкт-Петербург» и павильона России на ЭКСПО-2015.

Однако главными героями экспозиции стали именно рисунки архитектора: не скованный параметрами реальных участков и требованиями заказчиков, в своей графике Сергей Чобан до предела заостряет мысль о том, насколько более контрастной и менее гармоничной в историческом понимании этого слова стала окружающая нас городская застройка. В ее разноплановости и многообразии архитектор видит ту «контрастную гармонию», которая, по его мнению, является ключом к пониманию характера мегаполиса XXI века и основного вектора его развития. Именно этой теме посвящен цикл «Городские слои» – драматичный коллаж на тему ансамбля европейского года, прошедшего в течение последнего столения путь от типичной квартальной застройки к высотным сооружениям и затем к скульптурно-объектной архитектуре, – а также цикл «Два мира», в котором контрастность этих сочетаний доведена почти до абсурда: «фоном» для футуристичных объемов из стекла служат «Римские древности» Пиранези – Триумфальная арка Септимия Севера и Пьяцце Венеция в Риме. Подлинный драматизм присущ и циклу эскизов Музея архитектурного рисунка, в котором проведена параллель между фигурами химер, украшающими готические храмы, и сопоставимой по экспрессии абстрактной архитектурной композицией из кубических элементов, тогда как «Мосты будущего» изображают сложные лабиринты из галерей и переходов, образующих хитросплетенный фасад города XXI века – условно проницаемый и при этом безусловно осязаемый.

Интересно, что именно стекло, позволяющее воплотить объемы любых форм и габаритов, чаще всего становится в фантазиях Чобана метафорой современности. Поэтому и выставка получила название Glazing the Future («Остекляя будущее»), а ее генеральным партнером выступила компания AGC, ведущий мировой производитель архитектурного стекла. Сауло Папалео, руководитель группы архитектурных проектов AGC Glass Europe, отметил на открытии экспозиции, что именно проекты, кажущиеся фантазиями сегодня, являются движущей силой развития как искусства архитектуры, так и индустрии производства строительных материалов, в том числе таких инновационных, как низкоэмиссионное и многофункциональное стекло. А известный арт-куратор и галерист Роберто Поло в своей речи, посвященной открытию выставки, отметил, что архитектурный рисунок лишь на первый взгляд кажется анахронизмом в мире современных компьютерных технологий и 3D-проектирования. «Много и успешно работая в Германии и России, Сергей Чобан продолжает совершенствоваться как рисовальщик и активно пропагандирует искусство архитектурной графики, служащее мостом между прошлым, настоящим и будущим архитектуры».

фотографии: Анна Мартовицкая/Архитектурное бюро SPEECH

В Брюсселе прошла выставка рисунков Сергея Чобана В Брюсселе прошла выставка рисунков Сергея Чобана В Брюсселе прошла выставка рисунков Сергея Чобана
В Брюсселе прошла выставка рисунков Сергея Чобана В Брюсселе прошла выставка рисунков Сергея Чобана В Брюсселе прошла выставка рисунков Сергея Чобана
В Брюсселе прошла выставка рисунков Сергея Чобана В Брюсселе прошла выставка рисунков Сергея Чобана В Брюсселе прошла выставка рисунков Сергея Чобана
В Брюсселе прошла выставка рисунков Сергея Чобана В Брюсселе прошла выставка рисунков Сергея Чобана В Брюсселе прошла выставка рисунков Сергея Чобана
В Брюсселе прошла выставка рисунков Сергея Чобана В Брюсселе прошла выставка рисунков Сергея Чобана В Брюсселе прошла выставка рисунков Сергея Чобана
В Брюсселе прошла выставка рисунков Сергея Чобана В Брюсселе прошла выставка рисунков Сергея Чобана В Брюсселе прошла выставка рисунков Сергея Чобана
В Брюсселе прошла выставка рисунков Сергея Чобана В Брюсселе прошла выставка рисунков Сергея Чобана В Брюсселе прошла выставка рисунков Сергея Чобана
В Брюсселе прошла выставка рисунков Сергея Чобана В Брюсселе прошла выставка рисунков Сергея Чобана В Брюсселе прошла выставка рисунков Сергея Чобана
В Брюсселе прошла выставка рисунков Сергея Чобана В Брюсселе прошла выставка рисунков Сергея Чобана