Выставка Александра Бродского в Музее архитектурного рисунка
Выставка Александра Бродского в Музее архитектурного рисунка

13 марта в Музее архитектурного рисунка Фонда Сергея Чобана открылась выставка российского художника и архитектора Александра Бродского.

13 марта в Музее архитектурного рисунка Фонда Сергея Чобана открылась выставка знаменитого российского художника и архитектора Александра Бродского.

Выступая на открытии выставки, проходившем при критическом для столь камерного музея скоплении гостей, Сергей Чобан рассказал, что решение провести выставку Бродского шло вразрез с изначальной концепцией музея показывать лишь работы мастеров прошлого, однако совет кураторов сделал исключение, отдав дань масштабу и значимости творчества этого мастера-современника.

Экспозиция, представляющая основные темы творчества Бродского и самый широкий спектр техник, в которых работает художник, выстроена по хронологическому принципу: нижний этаж музея занимают работы 1980-х – начала 2000-х годов, тогда как верхний полностью отведен под совсем новые произведения. Многие из рисунков и офортов, собранных в нижнем зале, хорошо знакомы в том числе и западной публике: «Точки схода», «Ландшафт» и, конечно, «Дворец Всеобщего Благоденствия» – едва ли не самые хрестоматийные работы Бродского, в которых мгновенно узнается его фантасмагорический почерк и антиутопичный взгляд как на архитектуру, так и на пространство и общество в целом. В том, что художник верен себе, видно и по довольно мрачному циклу 2012 года, рассказывающему о зданиях фабрик-катафалков, которые вязнут (и таки увязают) в горе то ли песка, то ли мусора.

Верхний этаж музея представляет цикл т.н. «глиняной графики» – его художник создал специально для юбилейной выставки в Берлине, а Музей архитектурного рисунка, в свою очередь, по этому случаю впервые вышел за рамки жанра традиционной графики. Техника создания этих инсталляции такова: тонкий слой глины наносится на сетку-рабицу, а затем получившаяся поверхность используется как холст. По мере высыхания глина начинается трескаться, и к рукотворным линиям добавляется мелкая хаотичная сетка морщин, придающих работам «живое» очарование. Все работы названы либо «Эскизами», либо вовсе оставлены «Без названия», и тем шире поле для трактовки. Впрочем, сомнений не возникает: перед нами фасады – гигантские слепки поверхностей домов, от венецианских палаццо до модернистских мегаблоков. По тому, с какой скрупулезностью проработаны окна, можно предположить, что художник исследовал ритм и соотношение глухих поверхностей и проемов в архитектуре разных эпох, а точнее, то, что остается от фасада в том условном отдаленном будущем, когда время смывает весь прочий декор. На past perfect намекают и размещенный здесь же «чертеж», выполненный тушью на строительном рубероиде, а также «Композиция из 14 фрагментов» – пазл из глиняных дощечек, на каждую из которых нанесен фрагмент генплана…

Выставка, куратором которой выступила архитектор Дарья Парамонова, продлится в Музее архитектурного рисунка до 5 июня.

автор фото - © Michaela Schoepke